протоиерея Василия Ивановича Буглакова
Современный Новокузнецк возник в начале тридцатых годов нашего столетия в связи со строительством и пуском завода-гиганта Кузнецкого Металлургического Комбината. Для обеспечения успешного строительства необходим был труд сотен тысяч людей. Поэтому на Кузнецкстрой прибывали переселенцы из самых разных мест России. В первые годы строителям приходилось жить в примитивных землянках. Потом начали сооружать жилые строения в виде бараков. Одновременно строились здания для больниц, столовых, школ и других общественно-полезных учреждений. Для культурного отдыха строились клубы и избы-читальни.
Среди строителей-переселенцев было немало религиозных людей. Особенно среди украинцев, русских и карелов. Верующим тоже нужен был дом для молитвенных собраний, так как старинные храмы Кузнецка к описываемому времени прекратили свое существование, а единственное уцелевшее здание Преображенского собора было закрыто для богослужений. Но в те времена не могло быть и речи об открытии молитвенных домов, когда закрывались великолепные и уникальные старинные храмы.
Шли годы. Кузнецкий Металлургический Комбинат стал давать нашей стране сталь, чугун и прокат. Город Новокузнецк (до 1961 г. г. Сталинск) набирал темпы своего роста, застраиваясь новыми проспектами, улицами, кварталами и площадями. Вдохновенный и мирный созидательный труд всех народов нашей страны успешно создавал материальную базу благосостояния. Но вот, подобно внезапно налетевшему всесокрушающему урагану, на страну нашу напала фашистская Германия. Всегда было так, что всеобщее бедствие объединяло людей единой волей, единой идеей самоотверженно и мужественно противостоять перед угрозой смертельной опасности. При таких обстоятельствах нередко люди прежде равнодушные по отношению к религии обращаются к вере в Бога и к молитве. Так за годы войны многие люди стали верующими. В молитве люди обретали поддержку и успокоение, чтобы легче пережить смерть погибших родных. Другие в этой вере испытывали неутолимую жизненную потребность, подобно потребности в хлебе насущном. В подтверждение этому ниже будет приведено дословное воспоминание старой прихожанки нашего храма, которая неделю назад рассказала мне о том, с какой радостью люди в далеком 1947 году искали возможность купить себе хотя бы небольшую избушку для своих молитвенных собраний. С этого-то дома и возникла потом наша Михайло-Архангельская церковь. Как известно, в послевоенное время отношение к Церкви нашего Правительства в определенной мере качественно изменилось, так что стало возможным открывать не только ряд церквей, но и духовные школы для подготовки священнослужителей.
В последнее время всё больше и больше отходят в вечность живые свидетели, которые могут поделиться своими воспоминаниями о возникновении и устройстве нашего храма, каким первоначально был молитвенный дом, почему он был посвящен именно в честь Архистратига Михаила, кто был первым настоятелем и кто первым старостой? Даже интересно знать, что было на этом месте до устройства молитвенного дома и кому пришла мысль устроить здесь дом молитвы?
На Пионерском проспекте в доме № 43 кв. 154 проживала Балабанова Мария, которая, как я помню, до 1972 г. за стеной церковной ограды имела свою усадьбу и небольшой дом. Вот она-то хорошо помнила все эти сведения. Предоставим ей слово. «Мы с мамой жили по ул. Пионерской (где сейчас находится церковь). С нами рядом стоял домик, принадлежавший Заготзерно. Время было послевоенное. Люди, настрадавшиеся от военной тяжелой жизни, искали душевного успокоения, хотелось помолиться за своих погибших на фронтах войны. В Новокузнецке не было ни церкви, ни молитвенного дома. Люди стали собираться по домам группами. Молились, плакали за убиенных, за погибших от голода, и за здравие оставшихся раненых, искалеченных, но живых людей. Возглавлял верующих людей дедушка, которого все называли старцем Адрианом, и еще один дедушка из Редаково, имени его не помню. Оба были очень глубокой веры, с ними было еще несколько женщин. И если где-нибудь они собирались для молитвы, туда приходило много молящихся. Прошел слух, что разрешается открывать церкви. Верующие люди стали искать подходящие дома, где бы можно было устроить хотя бы молитвенный дом. И вот в 1947 году домик, который был рядом по соседству с нашим, Заготзерно отдало на продажу. Купил его работник этого предприятия. Прислал этот человек из училища молодых рабочих, стали на этом месте строить дом размером больше, шлакоблочный, с подвалом. Хозяин дома прожил в нем недолго и объявил продажу. Верующим сообщили о том, что продается подходящий дом. И вот они пришли к хозяину этого дома и стали договариваться о цене. Среди пришедших были дедушка Адриан и другой старец из Редаково, которому был сон,что на этом месте должен быть храм во имя Михаила Архистратига. Моя мама в окно увидела людей, побежала к ним и сказала: берите, люди, покупайте этот дом, здесь удобно, недалеко вокзал, да и никому мешать не будет, так как на окраине города. Вот так и решили купить. А деньги за дом были уплачены старцем Адрианом, который однажды в жизни побывал в Иерусалиме и который имел свои сбережения. Он был мирянин и весьма верующий.
Дом этот, зарегистрированный как молитвенное помещение, не мог вместить всех верующих. Первым настоятелем был о.Николай Шетнёв, а старостой Сергий Морозов. Потом прислали другого настоятеля о. Николая Сысоева.
Приближался Великий Праздник Светлого Христова Воскресения. На Страстной неделе пришли комсомольцы и закрыли молитвенный дом. Верующие были возмущены этим и попросили о. Николая Сысоева в Великую Пятницу вынести Плащаницу в стоящую во дворе сторожку. Св. Плащаницу вынесли, некоторые верующие успели приложиться, но опять пришли те же молодые люди, закрыли сторожку и приставили сторожа. Но верующие ночью смогли все же вынести Плащаницу из сторожки.
На Светлый праздник Христова Воскресения верующие толпами стали прибывать, но служить было негде. Попросили о. Николая Сысоева послужить на улице, вынесли стол, зажгли свечи. О. Николай служил, как мог. Все пели «Христос Воскресе», люди радовались и этому. Потом пошел снег, стало холодно, всё обледенело. О. Николай попросил мою маму пустить в наш дом довершить пасхальную службу. Мама с радостью пустила, людей набилось битком. Все отогрелись, посвятили у кого что было пасхальное и разошлись по домам. Через некоторое время разрешили снять замок с молитвенного дома и даже несколько увеличить его с целью расширения. Настоятелем опять поставили о. Николая Шетнёва, а Сысоева перевели в Старокузнецк, так как там уже был небольшой молитвенный дом. Всё это происходило при правящем Митрополите Новосибирском и Барнаульском Варфоломее».
Другая старая прихожанка, Храмцова Екатерина Васильевна, предоставила мне два списка: настоятелей и старостов, которые потрудились в своем звании, в хронологической последовательности уступая должность друг другу. Настоятели: о. Николай Шетнёв, о. Николай Сысоев, Архимандрит Софроний, о. Леонид, о. Зиновий, о. Димитрий, о. Павел, о. Александр Щербаков, о. Владимир Юноцкевич, о. Борис Запольских, о. Анатолий Мельников, о. Александр Лопатко, о. Александр Пивоваров, о. Василий Буглаков. Старостами были: Сергей Морозов, Догматов, Алексей Шаталов, Владимир Иванович Чуйков, Чугунов, Николай Алексеевич Макаров, Федор Филиппович Толкачев, Валентина Николаевна Косолапова, Михаил Александрович Елохин, Анна Спиридоновна Павлова и в настоящее время Анна Федоровна Филиппенко.
20 февраля 1964 года с Указом Архиепископа Новосибирского и Барнаульского Кассиана в Михайло-Архангельский храм в качестве второго иерея был назначен священник В. Буглаков. После Никольского кафедрального собора в г. Казани, откуда он приехал, Михайло-Архангельский молитвенный дом произвел на него удручающее впечатление своей убогостью и снаружи, и изнутри. Впрочем, такими были тогда молитвенные дома почти во всех городах Кузбасса, не был исключением и молитвенный дом в г. Кемерово.
Наш город Новокузнецк к к этому времени сформировалсяся на уровне современныых х архитектурных требований. На а окраинах сносились бараки и убирались землянки. Достаточнно вспомнить, как выглядели тогда районы города, известные теперь как просп. Кирова, Левый берег, проспект Кузнецкстроевцев. Старое перестраивалось. Назревала потребность перестройки и нашего молитвенного дома. Во-первыхх, он был очень мал и не имел возможности вместить всех желающих присутствовать на богослужении. Во-вторых, слишком низкие потолки не обеспечивали запас кислорода в помещении, отчего были части случаи обморочных состояний с некоторыми верующими. В-третьих, безнадежно разложившийся от сырости кирпичный фундамент, а также сгнившие нижние венцы алтарной и западной позднейших пристроек (средняя часть была шлакоблочная) в целом придавали зданию аварийное состояние.
Своеобразным толчком в пользу перестройки молитвенного дома послужила и критическая оценка Владыки Гедеона, когда он впервые посетил наш приход и отметил его убогий и невзрачный вид, недостаточный для такого прекрасного города и его прославленных трудовыми подвигами жителей. Это было и Благословением Архипастыря, и вдохновением на начало строительства нового храма.
Весной 1973 года Церковный совет обратился в Центральный райисполком с первым заявлением (потом их будет еще несколько) о перестройке молитвенного дома. Первая техническая комиссия ограничилась поверхностным осмотром и составила формальный акт, согласно которому предписывалось произвести ремонтные работы, не трогая крыши и стен. После повторных обращений Церковного совета Райисполком предложил построить новое здание, но в другом месте: или на Соколовой горе, или в Редаково, в районе кладбища. Члены совета не могли согласиться с таким предложением, так как указанные места были труднодоступными для пожилых людей. Опуская многочисленные подробности обращений Церковного совета по разным инстанциям, в том числе и в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, Исполнительный орган молитвенного дома стал заготавливать строительные материалы для предстоящих работ. Надо отметить, что в составе церковного руководства вопрос о необходимости перестройки здания был предметом неодинаковых мнений. Не всем было желательно взять на себя бремя больших забот и трудов, сами прихожане понимали неотложность перестройки, были на стороне церковного актива и готовы были принять участие и трудом, и денежными пожертвованиями.
В июне 1975 года добровольные труженики из прихожан приступили к работам в церкви. В день приходило до сотни человек. Трудились в продолжение светового дня, приходили даже со своим питанием. Работали с азартом, так как все были лично заинтересованы. Да и труд у всех был когда-то главным делом их жизни, труд этот был в радость всем.
С трёх сторон западной части здания была прорыта траншея под фундамент, сделано бетонное основание и к началу осенних холодов была закончена кладка трех кирпичных стен, перекрытие из древесно-стружечной плиты и крыша. Под новым помещением был устроен просторный подвал. В августе следующего года были возобновлены работы по сооружению алтарной части, притвора, ризницы, пономарки и отдельно колокольни. Таким образом 21 ноября 1976 года, в день престольного праздника, новосооруженный храм в Новокузнецке был торжественно освящен Преосвященным епископом Гедеоном (см.ЖМП № 1 1978 г., стр. 46).
Со времени освящения Михайло-Архангельского храма на протяжении последующих лет здесь постоянно продолжаются всевозможные работы : сделано новое перекрытие и крыша с проточным куполом, в котором устроено восемь окон. Главный и два меньших купола, а также два над пономаркой и ризницей увенчаны ажурными крестами. После реконструкции храм из года в год обустраивался за счет новых вспомогательных зданий, возводимых в пределах церковного двора. Этот постепенный созидательный процесс можно представить в виде нижеследующей летописи по годам:
1972 г. В церковном причте восстановлен дьяконский штат с назначением в храм о. Евгения Носова. В то же время руководителем церковного хора был принят Сергей Дмитриевич Савватеев.
1973 г. После неоднократных технических комиссий по обследованию состояния молитвенного дома было, наконец, получено разрешение органов местной власти на производство капитального ремонта. В том же году вдоль водоотводного канала была отсыпана гравием пешеходная дорога к храму. Настоятель прихода прот. Александр Лопатко по состоянию возраста и здоровья Указом Преосв. еп. Гедеона был определен на покой с назначением церковной пенсии. На освободившуюся должность был назначен свящ. В. Буглаков. Также был открыт третий штат священника, которым стал бывший диакон о. Димитрий Стреха, а на его место был назначен о. Петр Молгачев.
1974 г. Подготовка документов и строительных материалов (100000 тыс. кирпича). Согласно учетным документам в указанном году было совершено 919 крещ., 27 венчаний, 20 погребений и 1553 заочных отпеваний.
1975 г. Начало перестройки старого молитвенного дома: котлован, фундамент и 3 кирпичных стены. В этом же году было получено благословение еп. Гедеона на ежедневное богослужение и совершение ранней Литургии на приставном Престоле в праздничные дни. Дьякон о. Петр Молгачев рукоположен в иерея и направлен в г. Абакан. Вместе с ним туда же был переведен свящ. Вячеслав Дылевский. Настоятель храма прот. В. Буглаков 10 февраля был назначен настоятелем и благочинным в г.Томск, а в св.Михайло-Архангельский храм был переведен из г. Томска прот. А. Пивоваров с дьяконом Геннадием Кузнецовым. 1 ноября того же года Указом Владыки Гедеона прот. В. Буглаков был обратно переведен настоятелем св. Михайло-Архангельского храма с обязательством производства строительных работ при храме, а прот. А. Пивоваров был назначен для продолжения служения в г. Новосибирске. На основании учетных документов в 1975 г. в приходе было совершено 1056 крещений, 28 венчаний, 51 погребение и 1832 заочных отпевания. К началу осени были возведены 3 кирпичных стены. В молитвенном зале устроена галерея с трех сторон для размещения хора и для хранения облачений. Новое помещение было оснащено системой центрального теплоснабжения. Вместо воздушной линии энергопитания был проложен подземный электрокабель. Для продолжения окончательных работ в следующем году были заготовлены необходимые строительные материалы.
1976 г. Завершение основных строительных работ церкви. В том числе к алтарю были пристроены пономарка и ризница, а с западной стороны - притвор. По поводу боковых тамбуров возникла дискуссия между начальников пожарной службы города полковником Кузнецовым и секретарем горисполкома А.Ф. Селезневым: первый требовал кирпичное исполнение, а второй настаивал на деревянном. Поэтому церковный совет решил вообще воздержаться от пристройки боковых входных крылец. Этот год был ознаменован торжественным событием - освящением нового здания церкви. Состоялось оно 21 ноября в день престольного праздника в сослужении еп. Гедеона, отцов благочинных и многих прибывших священнослужителей и мирян из других приходов. Вместо выбывшего регента С. Д. Савватеева была принята Мария Федоровна Шнуровозова и псаломщица Сидорова Л.В. По документам в этом году было совершено 1391 крещение, 19 венчаний, 97 погребений и 2090 заочных отпеваний.
1977 г. Открыт четвертый штат священника в связи с ежедневным богослужением и дополнительных литургических служений. В причт был назначен иеромонах Дорофей (Архипов). Для него был куплен жилой дом по ул. Киселевской 28а. В этом же году по требованию противопожарной службы был поставлен вопрос о новой конструкции потолочно-кровельного перекрытия в главном здании церкви, так как существующая не отвечала строительным правилам. Во дворе церкви была сооружена водонапорная башня с устройством для колоколов. Взамен примитивных дверей в новом церковном здании было изготовлено четверо утепленных филенчатых. В этом году было совершено 1341 крещение, 9 венчаний, 110 погребений и 2061 заочное отпевание.
1978-79 гг. В течение этих двух лет был куплен двухэтажный жилой дом для семьи священника по первому Андреевскому переулку 14. Был составлен проект и заключен договор по реконструкции главного иконостаса. Для нужд церкви был подведен водопровод , разработан проект на ЭВМ реконструкции потолка и крыши в главном здании церкви. Кроме этого главным достижением указанного двухлетнего периода была постройка просторного кирпичного Крестильного здания, в котором были размещены также канцелярия, регистрация треб и ризница.
1980 г. Получено утверждение технического проекта на изготовление пяти сварных металлических ферм для устройства потолка и крыши. Для будущего купола изготовлено 8 оконных блоков и 5 ажурных крестов для установки на церковных зданиях. Заготовлено 45 куб.м пиломатериалов для опалубки. В Главном храме установлен реконструированный иконостас с новыми иконами и золочением.
В трех церковных домах выполнены капитальные ремонтные работы.
1981 г. Главным событием в жизни прихода в этом году была перестройка бетонного полусферического потолка и просторного чердачного помещения со сквозным куполом и окнами для света и вентиляции. На основных церковных зданиях было установлено 5 крестов. Для обмена воздуха в здании церкви в зимний период была устроена электрическая вытяжная система вентиляции. В здании церкви были закончены штукатурные и другие отделочные работы.
1982 г. На алтарное послушание были приняты Курлюта Вл. А., Погиблов М.С. и Скударнов Е.В. В молитвенном зале была устроена современная певческая галерея, вместо антрессолей. Под лестничными маршами были размещены служебные гардеробы и 2 свечных ящика. Было также выполнена внутренняя отделка в виде лепных изделий. Реконструированы под клиросные киоты и вместо двойных сделаны тройными с написанием новых иконных изображений.
1983 г. Согласован технический проект на строительство здания под прачечную и сторожевое помещение. Изготовлены оконные и дверные блоки, обеспечены необходимые строительные материалы: кирпич, прокат и проч. Из г. Новосибирска доставлена большая партия художественной керамической плитки для отделочных работ нижнего храма.
1984 г. Священник Александр Барыбин отчислен из состава причта за нетрезвое поведение. На его место был назначен свящ. Михаил Римар. Пономарь нашего храма Игорь Владимирович Мороз отбыл в июле месяце на послушание в св. Данилов монастырь, а на его место был принят Коньков Виталий Иванович, ные настоятель храма в райцентре Тальменка Алтайского края. К празднику Рождества Христова прихожанкой нашего храма Александрой Тарасовной была подарена напрестольная металлическая Дарохранительница, изготовленная по заказу в Софрино. Летом того же года были перенесены церковные колокола с временной звонницы на новую башню. За стеной здания прачечной было устроено помещение для хоз. инвентаря и длинномерного стройматериала. Местной прихожанкой Сорока Таисией Захаровной, прибывшей на жительство из г. Вены, по откровению ей во сне, было пожертвовано для Алтаря 4 больших ковра.
1985 г. Основное внимание и труды были обращены в этом году оборудованию нижнего храма, который был посвящен в честь Трех Святителей. Он предназначался для совершения ранних Литургий, исповеди, отпеваний и погребений. Храм был оснащен аудиосистемой для трансляции богослужения из верхнего храма, когда внизу проводилась исповедь. Для нижнего храма было выполнено иконная живопись художниками из Владивостока, Москвы и Минска. В этом же году был выполнен производственный заказ на изготовление 27 емкостей (по 350 литров) для освещения воды в праздник Богоявления.
1986 г. Накануне престольного праздника был освящен трех-святительский нижний храм. Летом был заново перестроен главный купол церкви вместо деревянного из цементно-керамзитового состава. Это требовалось правилами пожарной безопасности. Ко времени Страстной седмицы была получена реставрированная в Пюхтинском монастыре наша старинная Плащаница. После многолетних ходатайств был куплен легковой автомобиль для церковных нужд. Перемены произошли и в церковном причте: Указом Архиепископа Гедеона свящ. С. Плаксин был назначен в другой приход, а на его место принят иеромонах Павел Ведута. В этом же году была принята псаломщица Любовь Печенева.
1987 г. В нижнем храме установлен металлический Престол, изготовленный по заказу в г. Алма-Ате. Осенью того же года во дворе храма высажено 28 деревьев четырех пород. В жилых домах произведены очередные ремонтные работы.
1988 г. Во всем мире отмечалось 1000-летие Крещения Руси. Это великое историческое духовное событие положило начало новым условиям и взаимоотношениям между церковной и светской властями в нашей стране. Новый принцип контактов предоставил приходам Русской Православной Церкви совершенно другие возможности реализации духовного права и свободы действий. Верующим стали возвращать старинные церковные здания с правом их реставрации и использования. В городах и селах начали открываться совершенно новые приходы. Прежние епархиальные округа из-за прироста новых приходов привели к необходимости открытие новых епархий за счет разделения прежних территорий. Так была образована Красноярско-Енисейская Епархия, в состав которой отошла наша Кемеровская область. В то же время было открыто в области новое благочиние - Новокузнецкий округ, центром которого стал Михайло-Архангельский храм. За короткое время к шести приходам благочиния прибавилось восемь новых. Всюду шли строительные работы, не было исключение и для нашего храма. В течение 91-92 годов во дворе храма было построено двухэтажное (не считая цокольного) здание, где разместились кухня и столовая для персонала и всех желающих, просфорная пекарня, Воскресная школа, ризница, кабинет настоятеля, канцелярия, библиотека, две комнаты для приезжих, ванна и сан.узел. В цокольном этаже устроены удобные боксы для хранения церковных товаров. Оборудован теплый гараж. Но в деле обеспечения товарами, и в первую очередь свечами и иконами, постоянно имелись проблемы, так как Кузбасс почему-то пребывал на положении второстепенного региона. Обидно было посылать церковных ходаков с вещмешками в Епархию за 900 км., откуда они привозили ограниченное количество свечей и скромный ассортимент товара. И тогда в начале лета 1993 года по просьбе благочинных области глава администрации Кузбасса М. Кислюк официально обратился к Святейшему Патриарху Алексию П с просьбой образовать в пределах Кемеровской области самостоятельную Епархию. С открытием таковой в области еще более активизировалась церковная жизнь. Преосвященный Епископ Софроний успешно разрешил трудности в обеспечении приходов не только товарами первой церковной потребности, но и широким ассортиментом церковной литературы. Он также благословил открытие Воскресных школ в приходах, поощрительно относился к строительству новых церквей и в оснащении их всем необходимым. В нашем храме тоже была открыта Воскресная школа с двухлетним обучением. Произошли большие перемены и в хозяйственно-экономической жизни нашей церкви. Для снабжения церковной благотворительной трапезной было получено четыре гектара пахотного поля и организован откорм поросят при шахтовой свиноферме. Церковь приобрела грузовой автомобиль, автобус, ВАЗ - 21043 и волгу 32029. В этом же году за счет расширения церковного двора построены вместительный гараж и подземный склад для хранения овощей. Значительно увеличился приток прихожан. Умножилось количество разных видов треб. В том году в Воскресной школе обучалось детей 63 и взрослых 12 человек. В конце обозреваемого года вместо переведенного в Красноярский край иеромонаха Павла Ведута в причт нашего храма был назначен священник Григорий Мельник. Из состава причта выбыла псаломщица Галина Рукас по причине переезда в г. Тобольск на постоянное место жительства. Интерьер храма пополнился новоизготовленной Голгофой. В честь 1000-летнего Юбилея Крещения Руси 5 июня в храме состоялось торжественное богослужение, которое возглавил прибывший из св. Данилова монастыря иеромонах Мефодий (Мороз) и свящ. Сергий Плаксин.
1989 г. В летний период были окончательно завершены отделочные работы административного здания. Фактически это было начало его эксплуатации.
На основании решения Собора Русской Православной Церкви в июне
По мере увеличения количества приходов на территории Кемеровской области возникла необходимость образования в этом регионе с двумя крупными промышленными центрами в Кемерове и Новокузнецке самостоятельной епархии. 11 июня
Благочинным 1-го Новокузнецкого округа Указом № 1020 от 19.12.95 г. был назначен протоиерей Василий Буглаков, настоятель храма св. Архистратига Михаила в г. Новокузнецке. В состав благочиннического округа вошли приходы: 1. Св. Архистратига Михаила, г. Новокузнецк, центр благочиния. 2. Св. мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, г. Новокузнецк (Запсиб). 3. Св. прав. Иоанна Кронштадтского, г. Новокузнецк (Новоильинский р-н). 4. Рождества св. Иоанна Крестителя, п. Листвяги. 5. Св. Илии пророка, с. Ильинка. 6. Казанской иконы Божией Матери, с. Красулино. 7. Благовещения Пресвятой Богородицы, с. Осиновое Плесо. 8. Иверской иконы Божией Матери, п. Чистогорский. Позднее дополнительно в состав округа вошли приход св. вмч. Пателеимона в с. Кузедееве и св. блж. Ксении Петербургской в Новоильинском районе при интернате №2 для престарелых и инвалидов.
1991 г. Открыт штат пятого священника. Эта необходимость вызвана проведением встреч в ряде школ города и в интернате № 66.Оказана финансовая помощь приходу г. Таштагола, на постройку церкви в г. Юрга, на строительство храма в г. Мундыбаш, Выделена финансовая помощь редакции газеты «Земляки», в фонд охраны общественного порядка, обществу слепых, обществу Красного Креста, приходу г. Дрогобыч и школе-интернату № 66.
1992 г. Была оказана значительная помощь православной общине пос. Листвяги в организации у них самостоятельного прихода в честь Рождества св. Иоанна Крестителя. Для нашего храма были изготовлены 4 стационарных киота для икон в честь Праведного Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении Петербургской, благ. Князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины. Для киота под правым клиросом написана икона «Всех Скорбящих Радосте». На хоровой галерее на западной стене написаны два изображения: «Лепта вдовицы» и «Фарисей и мытарь» . На потолке под хоровой галереей также выполнена художественная роспись.
1993 г. Образована наша Кемеровская Епархия под духовным руководством Преосвященнейшего Епископа Софрония. Это для приходов Кемеровской области начало совершенно новой истории.
1994 г. В духовной жизни прихода памятным событием было служение двух архипастырей: Преосвященнейшего Епископа Софрония и Преосвященнейшего Епископа Барнаульского и Алтайского. Были совершены две хиротонии: дьякона Дионисия Злобина и Александра Еркунова. В связи с архипастырским назначением регента Марии Шнуровозовой руководителем нашего церковного хора была принята Ветрова Галина Алексеевна. В течении лета были проданы два церковных домовладения, которые в деле эксплуатации оказались для церкви весьма убыточными. Взамен куплена благоустроенная квартира по адресу Транспортная 61 кв. 109.
1996 г. В деле благоустройства церковного здания заново восстановлена алтарная роспись, пострадавшая в результате аварии теплосети. Значительным вкладом в благоустройство храма стала замена старых оконных рам новыми, заполненными цветными витражами. Все окна оборудованы специальными решетками, дублирующими оконные переплеты. В большом гараже установлена электрическое теплообеспечение. Произведен ремонт церковных куполов, пострадавших от кислотного атмосферного воздействия. В начале года церковь приобрела вторую благоустроенную квартиру для семьи священника Дионисия Злобина, настоятеля Красулинского Благовещенского прихода. Церковные требы были совершены в следующем количестве: 2099 крещений, 2107 погребений и заочных отпеваний и 111 венчаний.
1997 г. В приходе проведено два благотворительных массовых крещения в количестве 2913 человек. Был доукомплектован состав церковного причта: диакон Виктор Буглаков возведен в сан иерея, также был рукоположен во пресвитера выпускник НПДУ Гребенюк Максим. С августа был назначен священник Сергий Сартаков, прибывший из Алтайской епархии. В июле означенного года в результате автомобильной аварии был необратимо разбит церковный легковой автомобиль. При финансовой помощи, оказанной неизвестной фирмой, для храма был куплен новый автомобиль корейского производства. Со стороны Михайло-Архангельского храма была оказана повышенная забота к учащимся Воскресной школы: впервые для них были организованы при храме двухнедельные Рождественские каникулы с предоставлением трехразового питания и интересной программой, которая предусматривала три экскурсии по храмам города и поездку в зимнюю тайгу. Техническая работа была выполнена в нижнем храме в виде сложной дренажной системы по отводу грунтовых вод в период весеннего паводка. Изготовлен и утвержден технический проект на построение въездной башни и отнесение кирпичной ограды в сторону сквера в целях расширения внутреннего церковного двора. Почти каждый член церковного причта имеет дополнительное послушание по работе в учебных заведениях и детских учреждениях.